Генри Королев (genry3000) wrote,
Генри Королев
genry3000

  • Mood:

"СТОКМАНН" КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ШОПОГОЛИЗМА

27317_1000a

Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим... Нет, не в баню, а по магазинам. И не только потому, что в это время там стартуют зимние распродажи. Главная причина, по которой многие люди бессознательно и добровольно опустошают свои кошельки, - любительский шопоголизм. Можно ли от него избавиться? Это я решил проверить на собственной шкуре, поработав по принципу «от обратного» продавцом.

ОПЛАЧИВАЕМЫЙ СРОК
Трое джинсов, куртка, пальто плюс восемь футболок и две рубашки. Еще дешевые туфли и почти за даром тапочки. К тапочкам - халат. А к халату – носки. Что еще здесь со скидкой 40 процентов? Зачем-то купил красный галстук, оранжевый шарф, зонт. Может, подарю кому-нибудь. Или, как это часто бывает, закину на верхнюю полку шкафа. Если жена успела ее освободить, раздарив соседям и знакомым ставшее уже почему-то ненужным шмотье с летних распродаж... Хотя сам я привык избавляться от купленной и невостребованной одежды по-другому, - относя ее в церковь и жертвуя малоимущим.
Мои друзья далеко от меня не отстали: каждый оставил в кассах «Метрополиса» в среднем по $1500. Ну, и как не выпить по такому случаю да и за год наступающий по паре рюмок чая в мексиканском ресторанчике? Во время трапезы и состоялся наш задушевный разговор...
- Интересно, у продавцов из бутиков тоже крышу срывает на почве покупки шмоток? - спросил я, внимательно изучая длинный чек от своей покупки. – Или, наоборот, их от всего этого барахла уже выворачивает наизнанку?
- А лично меня всегда интересовало, в связи с чем происходит такая уценка товара? Наверное, шьют его где-нибудь в трущобах Шанхая... Но вряд ли кто-то из продавцов в этом признается, - сказал, как отрезал, мой друг Дмитрий, шопоголик с внушительным стажем.
- Так давайте это узнаем! – предложил Макс, любитель исключительно новых коллекций и противник всяческих распродаж.
- Как? – усмехнулся я.
- А слабо тебе, дружище, поработать продавцом, а то всю жизнь варишься в своем шоу-бизнесе?! – неожиданно выдал мой кореш Михаил. По его хитрым глазам я понял, что говорит он совершенно серьезно.
- Потом напишешь про это бестселлер! – подхватил мой коллега Серега.
Посмеялись. Подумали. Снова посмеялись над этой, на первый взгляд, глупой, внезапно пришедшей нам в голову, идеей, продумали уже всё в деталях, порой перебивая и дополняя друг друга. В итоге мы заключили пари на следующих условиях: в течение установленного срока я должен проработать продавцом-консультантом мужской одежды. Дружеская компенсация после увольнения по собственному желанию – приличный денежный бонус. Еще одно немаловажное условие: данное соглашение никем и никому не разглашается. Да-а-а, будет трудно объяснить кому-то из моих знакомых-покупателей, с чего это вдруг я ушел из журналистики... Придется лукавить и учиться вовремя прикусывать язык!


Для справки

Stockmann («Стокманн») — финская компания розничной торговли и одноименная сеть магазинов по продаже продуктов питания, одежды, обуви и товаров для дома.

ЭКОНОМ–КЛАСС
Этот магазин был выбран совершенно случайно. Честное благородное слово. И устроиться туда оказалось значительно проще, чем я думал. Заполнив вечером соответствующую анкету на сайте компании, утром следующего дня я был приглашен на собеседование в отдел кадров магазина, где меня определили продавцом-консультантом в отдел мужской линии одежды собственных марок. Резюме не спрашивали. Чем проще устроиться, тем тяжелее будет работать!
...Ночью я плохо спал. Мое сознание тревожила навязчивая мысль — смогу ли я, а вдруг не справлюсь? Неотвратимо наступило утро. Моего первого рабочего дня на новом поприще. Вот и я, новый продавец - синяя рубашка, брюки и жилет, бедж с фамилией, должностью и личный номер - 135654. Откровенно говоря, в день инструктажа я думал, что многострадальная голова журналиста лопнет от огромного объема информации, вливаемой в мои уши.
Потом были три дня тренингов, где собирали новичков, дабы рассказать о том, куда они устроились работать, и что из этого может получиться. Менеджеры отделов рассказывали о своем приходе в компанию. Будто сговорившись, все в один голос твердили, что хотели за лето подработать, а потом как-то забыли вовремя уволиться, о чем еще ни разу не пожалели. «И сейчас все просто мечтают подсидеть директора!» - смеялся я в глубине души, слушая эти песни, звучавшие в былые времена на агит-собраниях "гербалайфовцев".
Еще учили правилам торговли и как держать огнетушитель. Пожалуй, все.
Будто побывал на уроке для олигофренов, которых пытаются усыпить.
...Я быстро ушел с головой в работу, осваивая все тонкости и детали профессии продавца. Через короткий промежуток времени я с десяти метров уже мог определить, какой размер одежды у человека, с точностью до сантиметра сказать его рост и угадать вес! А в ассортименте товара, его качестве и марках я, шопоголик-любитель, неплохо разбирался и до прихода на работу в магазин.
Трудовая смена работников длится от 4 до 12 часов. Как правило, меньшее количество часов в смену выходит у сотрудников, работающих на полставки (part-time), а большее – у «ветеранов» компании (кто действительно способен без кислой физиономии и тени намека на усталость трудиться 12 часов). Несмотря на данные мне заверения в отделе кадров, что расписание будет составляться с учетом пожеланий сотрудников, зачастую лепят его как попало. Например, сегодня я работаю до 23.15, а завтра в 8.00 должен снова выйти на работу. Это не тот случай, когда здоровый сон не только продлевает жизнь, но и сокращает рабочее время. А посему подобные эксперименты со мной я пресек сразу же, напомнив административному составу, что перерыв между сменами у сотрудников должен составлять не менее 12 часов. Так уж, извините, прописано в Трудовом кодексе, про который здесь стараются не упоминать даже шепотом.
«Товар в лифтовой разобрать, в зале и на рабочем месте навести порядок, не забывать следить за примерочными. И общительнее, общительнее с покупателями. Не забывайте консультировать их!» - вот программа-минимум для каждого сотрудника.
Новички здесь особо долго не задерживаются. Был случай, когда утром человек впервые выходил на работу, а вечером уже увольнялся. Да и зарплата – от 9 до 20 тысяч рублей – мало кого соблазняет остаться либо отдаться этой работе до последней капли.



У КОГО В КАРМАНЕ МАНИ

Итак, что здесь имеют? 119 рублей минус 13% налоги – столько платят новичкам в час.
Обычно через полгода работы продавцам повышают почасовую оплату на 6 рублей, через год – еще на столько же. По рублю в месяц – не густо!
Продавец-кассир обязан интересоваться у клиентов, имеется ли у них карта постоянного покупателя (ПП). Если нет, то ее можно оформить. Правда, не так всё просто, как может показаться на первый взгляд. Пробивается чек на 150 рублей (стоимость карты), заполняется анкета (наличие документа, удостоверяющего личность, обязательно!), а потом приходится вежливо посылать человека на этаж выше, чтобы он получил эту карту в отделе обслуживания покупателей. И, наконец, счастливый клиент возвращается в отдел за своим товаром, который будет отпущен с 20-процентным дисконтом на позиции из скидочного каталога и 10-процентным - на весь оставшийся ассортимент (только в день открытия карты ПП). Вот такой геморрой. За каждую оформленную карту продавцу капает в зарплату 50 рублей (-13%, конечно же). В среднем каждый сотрудник в состоянии открыть за месяц 30-60 карт, а если хорошо помозолить язык, можно оформить и 100-180! Мой личный рекорд за время срока – 900.
Лидеру отдела по оформлению карт, кто «впереди планеты всей», выдается бонус в виде подарочной карты номиналом в 500 рублей. Все премии здесь выдаются исключительно подарочными картами "Стокманна", а вот 13 процентов от этой суммы вычитаются из чистой заработной платы.
Такая же хитрая система разработана и при реализации подарочных купонов к Новому году и Рождеству (2000 картонных рублей), после кампании «Сумасшедшие дни» (800 рублей). Причем при использовании одного купона на 200 рублей сотрудник должен обязательно доплатить из своего кошелька 80 рублей, иначе таинство купли-продажи совершено не будет... Интересно, кто это все придумывает?
Каждый кассир может подзаработать и на оформлении кредитных карт «Стокманн-Сити». Спровоцируешь оформление банковской карты, получишь 100 рублей (-13%) к зарплате. В соревновании по открытию кредитных карт я занял первое место и получил подарочную карту на 5000 рублей.
Главное - грамотно провести внушение. Приблизительно так:
- Только сегодня вы можете бесплатно переоформить карту постоянного покупателя на бонусную накопительную карту, на счету которой уже размещены 500 рублей. Она сохраняет преимущества карты постоянного покупателя, а также на нее капает 1% от каждой потраченной суммы в «Стокманне» и у его партнеров (коих уже более тысячи). Кстати, у партнеров эта волшебная карта будет давать вам скидку от 20 до 45 процентов!!!
Да простят меня 230 человек, которые по моей рекомендации оформили на себя кредитку. Зачастую человек не понимает, что скрывается под такой халявой. За годовое обслуживание карты придется отстегнуть от 950 до 1500 рублей. И бонусы начисляются только в том случае, если человек этой картой расплачивается.
Еще один пикантный момент. Любой желающий может «развести» на оформление кредитки соседа-друга-брата. Бонус за это "злодеяние" уже составит 1000 рублей! Интересно, в чей карман капают 900 рублей от каждой взаимовыгодной операции «Стокманна» и «Ситибанка», когда оформление карты осуществляется с подачи продавца?


КУШАТЬ ПрОДАНО

В компании существует обязаловка: 30-минутный обед и два 10-минутных технических перерыва сотрудник проводит исключительно на территории работы! Покидать магазин запрещено (хотя в договоре данный пункт и не прописан).
Конечно, сотрудник может встать на колени, слезно попросить отлучиться на полчасика, и тогда, после двух-трех звонков начальнику охраны, снизойдет менеджерская благодать с намеком, что «теперь ты в долгу!».

Для справки
В течение рабочего дня (смены) работнику, согласно статье 108 ТК РФ, должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Предоставляемые работникам перерывы для отдыха и питания используются ими по своему усмотрению. В течение указанного периода времени они могут отсутствовать на своем рабочем месте и это время не должно учитываться при установлении факта прогула (отсутствия на рабочем месте свыше четырех часов подряд).

В столовой для сотрудников весьма демократичные цены (в рублях): суп – 20, гарнир – 10, котлета либо кусок курицы/рыбы – 30, салат – 20, компот/кофе – 10, чай – 5, долька лимона – 2. Вода холодная/кипяток, хлеб, горчица, кетчуп, соль и сахар бесплатно. Можно приносить еду с собой. Для удобства имеются два холодильника и микроволновые печи.
Поговаривают, что до мирового экономического кризиса сотрудников кормили бесплатно. И даже при такой умеренной ценовой политике порой невольно ощущаешь себя в качестве посетителя привокзальной рюмочной, когда голодные люди набирают хлеб про запас и жадно поглощают его, для вкуса обильно смазав горчицей и кетчупом...
Часто доводилось слышать, что мясное здесь не всегда свежее. Я и сам однажды отравился чем-то похожим на котлету. Потом два дня провел в постели.
«Стокманн» имеет свой гастроном. Остается только гадать, как утилизируется просроченный товар...
Летом температура в торговом зале поднималась до +29. Ходили слухи, что кондиционеры намеренно не включали на полную мощность, дабы сэкономить электроэнергию на этом. Тогда продавцам разрешили приносить в зал бутылки с водой. «Но пейте так, чтобы покупатели вас не видели!» - была дана строгая приказ-рекомендация.
Как-то в конце июля за три часа до конца рабочего дня вода в столовой закончилась! Появилась она только через два дня. Как говорится: напейтесь те, кто выжил!
Отмечу, что на территории самого магазина (а это 3 этажа!) нет ни одного кулера. Случись что с покупателем... Дурацкая закономерность: чтобы что-то изменилось, нужно, чтобы что-то случилось!


НЕ ВСЕгда В ФОРМЕ

Каждый день - копия дня предыдущего. Даже музыка не меняется: по репертуару можно сверять часы.
Ужасно чешутся ноги от ткани брюк. Рубашка их тоже не полюбила и постоянно норовит выпрыгнуть наружу. В жилетке то жарко, то холодно... Решение ко мне пришло само собой. В своем же отделе прикупил я брюки марки «Select». Под рубашкой навыпуск стал носить футболку. От жилетки отказался.
Конфуз с брюками случился буквально через две недели. Заметил нитку на штанине и без задней мысли выдернул ее... Лишь в конце дня заметил, что шов разошелся чуть ли не до колена. Интересно, сколько человек надо мной из-под тишка посмеялось в этот день?.. Кстати, товары марки «Select» я с тех пор не приобретаю. Принципиально! Отыскал дома старенькие брюки от «Armani Jeans» - и в комфорте "мотал" свой трудовой срок.
Для работы больше подходит спортивная обувь, которая не разрешена. В туфлях можно натереть мозоли, стоптать ноги в мясо. Благо, после катастрофической духоты, от которой стали падать в обмороки даже самые стойкие продавцы, в раздевалке освободили от хлама душевые. За смену я дважды баловал себя водными процедурами. Во время обеденного и технического перерывов, конечно же.
Уборкой помещений «Стокманна» занимается клининговая компания «Ронова». Забавно, но почему-то нашу раздевалку приводили в порядок исключительно девушки. Естественно, нерусские. Порой я даже не мог объяснить им, что собираюсь принять душ или хочу в туалет.
Как-то в уборной, когда я справлял малую нужду, меня чуть не сбила с ног швабра с грязной тряпкой, вынырнувшая из-под перегородки соседней кабинки...
Что говорить, коли у этих горе-уборщиц хватило сообразительности взять мешок и собрать туда всю имеющуюся в раздевалке обувь, дабы помыть шкафы. Мешок поставили в углу, где он простоял несколько месяцев. Забрать свою пару из общака осмелились немногие.

* * *
- Ты про ВЕНЕРУ уже слышал? – как-то спросила меня Александра, молодая девушка, которой с ее внешними данными нужно было в топ-модели идти работать, а не в продавцы-кассиры.
- Нет... - перепугался я.
- Да ты что? Мы все прошли через боевое крещение.
Я на секунду пришел в недоумение и призадумался. Всего ожидал от этой работы, но только не заразы...
- И как быть?
- Терпеть. Просто будь предельно внимателен!
С sales-менеджером Венерой я познакомился чуть позже. И понял, что к ЗППП она не имеет никакого отношения. Просто эта огненно-рыжая леди всегда появлялась в зале, как ясное солнышко, дабы своими лучами осветить темные пятна работы «ленивых» продавцов и кассиров. Еще она "нарисовывалась" перед визитами представителей компании из Хельсинки. Как правило, в эти дни на работу вызывали максимальное количество сотрудников, чтобы произвести должное впечатление на почетных гостей. "Порядок в зале и на кассе! Рубашки-носки свежие! С перегаром остаемся дома!" - за несколько дней до приезда финнов давала установку Венера.
Как-то я был вызван в офис на приватный разговор с ней. «Признаюсь, что уже давно за тобой наблюдаю. Ты хорошо работаешь. Не останавливайся на достигнутых результатах. У меня большие планы относительно тебя!», - промурлыкала Венера.
Однако когда я увольнялся, она даже не поинтересовалась, почему такой перспективный и подающий большие надежды сотрудник решил в ее планы более не входить.


«СТОКМАНН», «СТОК» И ПСЕВДОСОК

В июне начиналась пора распродаж, которая всегда проходит в три этапа: уценка на 20, 40 и 60 процентов. Когда стартовала последняя фаза, мой шопоголизм вылез наружу. Глядя на первоначальную цену товара, все казалось таким дешевым. А ведь еще минус 20% на вещи по персональной карте сотрудника! Поэтому я хватал все подряд... Коллеги наблюдали за моим нездоровым аппетитом и задавали вопросы: «Куда ты столько набираешь? Приторговываешь, что ли?». Нет, просто у меня шкафы дома опустели. Все раздарил!
В канун новогодних распродаж мне чертовски повезло: моя кредитная карта была заблокирована и нуждалась в перевыпуске. В течение месяца я присматривался к знакомым вещам, глотал слюнки, но уже трезво анализировал: «А оно мне надо?». Иногда шутил с покупателем: «Какой хороший выбор. И цена сладкая. Если не понравится, приходите в феврале, я куплю эту вещь у вас!».
Когда новенькая кредитка оказалась у меня в руках, распродажи благополучно закончились. Но чувства сожаления я не испытал. Даже не было малейшего намека на обострение «хронического шопоголизма»! Так что если хотите удержать деньги в кармане, за день до начала распродаж разрежьте свою кредитку на две части. А когда идете в магазин, возьмите с собой ту сумму, которую планируете потратить конкретно на новый галстук, трусы и тапочки. Потому что если вам попадется такой продавец, как я, ваши банковские счета и карманы с наличкой будут опустошены по максимуму.
Как-то из журналистского любопытства я проехался по торговым точкам конкурентов "Стокманна", дабы сравнить цены ведущих марок «Calvin Klein», «GUESS» и «Armani Jeans». Три часа прошатался по бутикам «Европейского» и ГУМа. Вывод сформировался один: все вещи значительно дешевле, чем в «Стокманне», в среднем - процентов на 15-20. И ни для кого не секрет, что многие магазины, чтобы получить сверхприбыли, не стесняются делать наценку на товар в 5-10 раз от закупочной цены. Большая часть продукции произведена в Китае, редко – в Египте, Тунисе, Турции и Таиланде. (Мои друзья будут в шоке!) Даже в период «Сумасшедших дней» (СД) предложенный по якобы закупочной цене товар выходит в разы дороже. Люди кидаются на низкосортное шмотье. Вот здесь «Стокманн» и превращается в «Сток». Это если бы очистные сооружения стали разливать отходы по бутылкам, добавляя сахар и продавая как сок.
За 4-5 дней торговли компания делает годовую выручку. Сотрудники работают по 10-20 часов в сутки, разбирая товар в зале. А на кассы ставят студенческие отряды, представителям которых чужды качество обслуживания, а зачастую и работа с кассовым аппаратом. И уж тем более кто из них заметит, что на пальто висит ценник от рубашки?
В гастрономе вообще можно прикупить "1 кг Путина". Где еще можно попробовать бывшего и будущего президента России на вкус?



В качестве бонуса все продавцы получают бесплатный обед, простоять в очереди за которым можно 30-40 минут.
Кстати, во время кампании СД и распродаж сотрудникам запрещается резервировать товар для себя. И ни в коем случае нельзя уносить домой пакеты с логотипом компании. Это причисляется к воровству. А дабы сие проконтролировать, покидая служебную территорию, приготовься вывернуть сумку, чтобы продемонстрировать охраннику личные вещи. Хотя это – прерогатива полиции. Но местный охранник (причем не всегда одного пола с досматриваемым!) может изучать содержимое сумок, даже не имея фальшивой корочки сотрудника МВД, лишнего чистого бланка протокола досмотра и двух понятых.
Такие правила диктует финская компания, которая откровенно плюет на российские законы. Причем делает это с позволения русских.


ЧАСТЬ II (окончание):
http://genry3000.livejournal.com/44960.html
Tags: stockmann, вакансии, кассир, метрополис, продавец, продавец-кассир, работа, стокманн, сумасшедшие дни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments